Вт., 17 Сентября 2019, 23:41
Приветствую Вас Гость
Вы дней на сайте
передовая
Категории каталога
Одесские подземелья [17]
Все, что касается наших катакомб. Их история, геология, расположение, предназначение и те, кто их изучает.
Техническая литература. [15]
Справочники, пособия, книги.
Учебка. [14]
Для новичков и опытных. То, знание чего, может быть очень полезными на обьекте.
Художественная литература. [10]
То, что интересно почитать на досуге.
Подземный мир [14]
Разнообразные подземелья, все, что с ними связано, а также те, кто их изучает.
Дешевые маршруты электричек, поездов, автобусов. [3]
Не секрет, что цены на транспортные путешествия очень высокие, а ехать автостопом не всегда представляется возможным ввиду отсутствия времени или опыта. Сюда выкладывайте разные маршруты с указанеием стоимости, времени, станций и так далее.
Полезные ссылки [5]
Тут рассположены ссылки на полезные сайты.
допрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 320
болтовня

При использовании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт и разрешение автора обязательны!
Главная » Файлы » Одесские подземелья

"Из Одесских катакомб вышла вся Одесса" - Андрей Мыш
[ ] 05 Июня 2008, 22:56
                                                     Из Одесских катакомб вышла вся Одесса.

Есть в Одессе европейская достопримечательность: это катакомбы. Как в Риме или в Париже. Подземный лабиринт ходов и пещер, оставшихся на месте добычи каменя для строительства города, столь же велик

Под землей она (ОДЕССА) спала одним куском до тех пор, пока ее не вздумали разнести по камешкам - и поднять на поверхность. И там по воле вкуса и гармонии их сложить уже в совсем ином порядке.

А иначе не могло и быть. Город возникал в степи, степь - не лес, а потому русский вариант с избушками здесь не работал. И глаз остановился на единственном - на камне. Сразу его ломали по склонам балок, а когда строительство разыгралось, из Европы завезли пилы, добыча ушла под землю, и пошло - и поехало. Вот так катакомбы, вывернутые наизнанку и разложенные по полочкам - по этажам, стали неповторимой одесской архитектурой на все века. А гигантские пустоши длиной в несколько тысяч километров под Одессой сохранились до сих пор...

Говорят, что оттуда возвращаются другими людьми, говорят, катакомбами заболевают неизлечимо, да мало ли что говорят, но охота пуще неволи.

Чтобы голова не оказалась сплошной шишкой, на голове каска, одежда - маскхалат, на поясе - аккумуляторный фонарь шахтерского типа, или просто: коногон. Впереди не туристская тропа, а настоящие, закрытые для посторонних лабиринты, общая протяженность которых больше двух с половиной тысяч километров. Из них на карты до сегодняшнего дня нанесено не более трети подземных коридоров.

Все самое невероятное, что вы слышали об одесских катакомбах, если это не трёп, укоренившийся в легендах, случалось именно здесь.

Никто не имеет абсолютно точного плана подземных пустот, поскольку разработки запасов камня велись стихийно.

Где они начинаются? Где кончаются? Какой достигают глубины? Даже самые великие патриоты и знатоки города не смогут ответить на эти вопросы.

Кто-то скажет, что катакомбы начинаются там, где брат адмирала — строителя Одессы Феликс де Рибас разбил в 1806 году, на месте старого мусульманского кладбища, первый городской сад.

Другой знаток добавит, что сначала старое кладбище замостили булыжником и на нем шумел Греческий базар. Рядом же с базаром, в темном переулке, и находился главный вход-выход подземного лабиринта.

Третий знаток поведает о том, как люди в центральной части города исчезали среди бела дня. Шел себе человек — и вдруг нет его, как сквозь землю провалился.

Поговаривают, что однажды бесследно исчезли трое полицейских, которым было поручено искать ценные вещи из ограбленного ювелирного магазина на Итальянской улице. Затем канул в неизвестности некто Кафаджи, гражданин, пожелавший найти вход в катакомбы. По просьбе его жены, полицмейстер Одессы отправил в подземелье отряд казаков.

За казаками увязался местный краевед Ф. Иванов. Через несколько десятилетий материал о его приключениях под землей был опубликован в «Неделе» (1969 г.) журналистом А. Львовым:

«Казаки воротились на воздух. Иванова среди них не оказалось.

Когда опасность позади, хочется вволю посмеяться. И казаки потешались над фертом, который первым не выдержал и бежал из подземелья, хотя надобности в этом не было никакой. Впрочем, от смеха, которого не слышишь и не видишь, большого урона не бывает.

Иванов не мог слышать, ибо в катакомбы звуки с улицы не долетают, тем более что от Дюковского сада он уже сделал под землей четверть версты. Однако сделал не сам, а в сопровождении.

В первое мгновение, схваченный откуда-то сбоку за руку, Иванов, понятно, обомлел и даже не нашел в себе силы крикнуть. Через полминуты кричать уже не было нужды, поскольку он узнал голос Сашки Косого, вора из шайки налетчиков и домушников. Этого Сашку Косого он однажды совершенно невзначай спас в подворотне на Дерибасовской от верной смерти — другой грабитель, с которым у него были счеты, занес уже над его головой нож.

Благодарность Сашки к своему спасителю была откровенная и глубокая, но под землей свои законы, и он предупредил на всякий случай, что каждый коридор в здешних катакомбах имеет капкан, кроме того, под камнями двадцать фунтов пороха подложено. За него, Косого, волноваться не надо, а о себе подумать не мешает.

Иванов правильно понял Сашкины слова, и они пошли дальше, беспрестанно петляя, так что не было никакой возможности не только запомнить всю дорогу, но и просто учесть общее направление.

Вдруг без всякого предварительного признака в глаза ударил свет; Косой сказал что-то парню, который внезапно вырос у входа, тот молча посторонился».

Затем Сашка Косой, угостив Иванова старым вином и дорогой сигарой в своих апартаментах, вывел незадачливого краеведа из подземелья на Софиевскую улицу.

О минировании («двадцать фунтов пороха») отдельных ходов в катакомбах в свое время докладывал новороссийскому генерал-губернатору князю М. С. Воронцову его штабной медик генерал Э. С. Андреевский:

«Они были здесь первоначально устроены греками, занимавшимися торговлей молдавских вин, которые в обыкновенных погребах портятся. Есть мины, издревле устроенные Бог весть кем».

Воры, бандиты и контрабандисты из поколения в поколение пользовались подземными коммуникациями Одессы, простирающимися от центра до удаленных районов города, имевших свои каменоломни. Все попытки властей покончить с убежищем для преступного мира, как правило, не приносили желаемых результатов.

Например, так и не был выполнен приказ генерал-губернатора о ликвидации входов в катакомбы на Молдаванке, изданный в 1878 году.

К столетию Одессы (1894) увидела свет книга, немало уделившая внимания подземной достопримечательности города. Фотографии и очерки рассказывали в соответственном тоне об обитателях подземных пещер, не сумевших построить счастливую жизнь под солнцем. Мол, извечная нищета, нужда и невежество толкают людей на варварскую жизнь. Так же участливо говорилось о тех, кто за жалкие гроши добывал себе средства на жизнь, работая в каменоломнях на глубинах, достигающих 80—90 метров.


Сюда пускают далеко не каждого, а потому ловлю момент, стараясь ничего не проморгать.
Стены одесских катакомб исписаны текстами весьма любопытными, многие - отлично сохранились. Идем, читаем:

"Без розришения ничиво нибрать" - это шахтерская надпись.
А далее идут указания маркшейдера: "Поставить колонну" (очевидно, для крепления).
А рядом - ответные слова: "Колонна установлена".
И снова почерком маркшейдера: "Товарный камень..." (определенного размера в таком-то количестве).

На стенах встречаются надписи душеспасительные и душещипательные. Молитвы, истеричные тексты, патриотические воззвания, политическая карикатура...

Из надписей.
"Великий Боже, даруй мир и покой дорогой Родине. 1908".
И без даты - "Бога бойся, царя чти, он есть помазанник Божий".
Здесь жили отшельники, решительно ушедшие из внешнего мира в глубинный: "Ты не пой, соловей, против кельи моей, и в молитве моей не мешай, соловей...". Или те, кто в катакомбах были вынуждены скрываться. Уединение способствует размышлениям, а размышления всегда ведут к Богу: "Господи, помилуй, Господи, прости, помоги мне, Боже, крест свой донести, я же слаб душою, телом также слаб, и страстей духовных я преступный раб"...


И что интересно: столько лет прошло, а практически ничего умышленно не уничтожено. Но оно и понятно: кого надписи не интересуют, - те проходят мимо. А кому они интересны - тот руку не поднимет никогда.
У каждого времени свой почерк. У нас убыстренный, а здесь такой неторопливый, изящный и даже красивый. "В красивые времена жили люди. И скажите, нужна им была революция?" - в потемках вопрошает Саморуков... Из всех саморуковских находок самая впечатляющая не монеты и не оружие, не надписи, кричащие на стенах, и не клады, о которых ниже. А четверть ведра простой воды. Но вода вместе с тем не в ведре, а в плотно запечатанной бутылке. Четверть ведра - это мера объема, распространенная в прошлом веке и выдавленная на донышке бутылки.
Вода ХIХ века. Отделенная от века ХХ непроницаемым стеклом сумрачно-зеленого цвета и с ХХ практически не смешанная - вода идеально чистая. В ней никто биологически не жил и не живет.

Как бутылка оказалась в подземелье? По одной из версий, очень просто. Шахтер захватил с собой под землю, чтоб из подземного колодца зачерпнуть воды. И, видно, заработался настолько, что забыл, куда поставил. А оказалось - навсегда.

Саморуков рискнул откупорить: на вкус вода ХIХ века необыкновенная.
Теперь герметическая сосудина у Саморукова дома. Вода по-прежнему - без запаха и осадка. Саша время от времени ее проведывает. Но нет, вода по-настоящему живая. И я там был, и воду пил...

"Оставаться одному в вопиющей темноте шахты - настолько тяжело, что вскоре уже не различаешь: темнота ли вопиющая или ты сам глохнешь от собственного ужаса", - говорили мне одни. "Дело ясное, что дело темное, - говорили мне другие, - и, подтверждая стопроцентность темноты: так, можно развернуть фотопленку, и пусть пройдет хоть месяц и хоть сколько, можно заряжать фотоаппарат и печатать - с пленкой не случится ничего". - "Проверяли?" - "Ну а как же!"

За сотни лет по катакомбам хожено-перехожено, кажется, оприходовано уже все, но нет. Еще находят - и такое!
А все потому, что катакомбы напоминают грибные места. Но не в смысле, что "грибницы" кладов воспроизводят их повторно, нет. Дело в другом: если в лесу перед тобой прошла орава - грустить не стоит, если, конечно, ты настоящий грибник. Настоящий, вооруженный особым взглядом, уверен: пусть пройдут толпы - а свой гриб он увидит в лицо все равно.
В катакомбах и сейчас всего навалом. Недавняя находка, переданная в музей, - винтовка времен революции. И не какая-то завалящая: она лежала под ногами и ждала.

За оружием сюда пробираются часто. И находят, а толку? Пролежав
60-80 лет без всякой смазки в стопроцентной влажности, ружьишко, в какой бы драме на стене бы ни висело, ни в одном из действий уже не выстрелит. Мечта пацифиста!..

Раньше, когда в природе холодильников еще не было, местные использовали катакомбы как погреба. И это было повсеместно. Давным-давно, когда исследование одесских катакомб только начиналось, у группы "Поиск" доходило до смешного. Например, поздним вечером хозяин опускается под землю за вином, открывает дубовую дверь, в центре его погребка - ящик, на ящике - то самое вино, рядом - из его запасов зимние консервы, а вокруг сидят три мужика в касках со штыками, пьют его вино, его же огурцом и заедая. Группа "Поиск", первые находки. Точнее, вторые. Первые - штыки. И гостеприимные такие - хозяину: "Присаживайтесь, вместе с нами выпьем!"

Тот оторопел, занервничал, потом смекнул: "А, сынки сейчас вам сала принесу". Но пока он бегал за салом - не за салом, естественно, пришлось им спешно удалиться. А выражение "выписать сала", рожденное тогда, в народе почему-то сохранилось...

Как-то во время экскурсии один из экскурсантов (Ивано-Франковск) слушал-слушал о том, что в катакомбах добывали, а потом переспросил: "Как вы сказали? Известняк?" - "Да-да". - "Хорошая украинская фамилия". На полном серьезе. Это было.
Говоря об известняке, нельзя замолчать: шахтеры, добытчики пиленого камня, свои дома возводили, где хотели. Не хотели - только над выработками. Даже если те уходили под землю так глубоко, что ни о какой осадке наземных сооружений не могло быть и речи. Что это было? Суеверие? Или знание чего-то такого, что посторонним знать совсем необязательно?

Из той же оперы - катакомбник. Дома - домовой, в шахте - шубин, а в каменноломнях - катакомбник. Руки длиннее ног, а голова с рогами. Останки одного такого (никто не вечен) видели точно, других - живых - наблюдали у подземных водоемов...


Есть ли будущее у одесских катакомб? Кажется, если им уже 158 лет - и с ними до сих пор ничего такого не случилось, так и дальше с ними ничего и не случится. Но это только кажется, что время их обходит стороной. Знатоки утверждают: им жить осталось столько, сколько уже прожито. Если не меньше.

Однако интерес одесситов к подземным согражданам, не всегда носил миролюбивый, милосердный характер. Были периоды, когда число бандитов, укрывающихся в катакомбах, превышало уровень терпения законопослушных граждан. Они настойчиво требовали от властей повести непримиримую борьбу с преступниками. Такая обстановка сложилась в Одессе в начале первой мировой войны.

В ночь на 29 октября 1914 года два турецких миноносца, «Гейрет» и «Муавент», ворвались во внутреннюю гавань Одесского порта. Они открыли огонь по русским канонерским лодкам — «Донцу» и «Кубанцу». Первая затонула от взрыва вражеской торпеды, вторая получила повреждения. Около часа турецкие миноносцы безнаказанно обстреливали русские суда и береговые объекты.

Шумная военная «побудка» после определенной паники привела одесситов в бурное негодование. Многие тут же записались добровольцами в армию и флот. Другие же предпочли уклониться от мобилизации и умножили ряды преступного мира в катакомбах.

Не желающие воевать «за веру, царя и Отечество» к началу 1915 года сформировали в подземных пещерах крупные воровские соединения, банды и группировки банд. Одну из банд, отличающуюся особой дерзостью, возглавил некто Ванька Ключник.

Ф. Иванов так описал их подземные апартаменты: «Стены и своды импровизированной залы обиты были персидскими и бархатными коврами. Колонны обставлены были зеркалами и канделябрами, на выступах стояло несколько столовых бронзовых часов, на полках красовались бронзовые чернильницы, серебряные стаканчики и кувшины, разного рода пресс-папье».

Следует добавить, что келья «Святого монаха», где Ванька Ключник покончил жизнь самоубийством, пользуется большим интересом среди кладоискателей. Но пока никому не удалось добраться до ценностей, припрятанных как считают знаменитым вором в одном из 50-метровых прилегающих к келье колодцев.

Во многих местах с поверхности пробуриваются скважины, куда сливаются нечистоты. Грунты размокают и в результате большого таяния снегов. А еще землетрясения. Они случаются довольно редко. Но и они расшатывают устои. Своды рушатся. И порой на случайные головы.
В последние годы заметили: грунтовые воды в год поднимаются на сантиметр и даже больше. И если еще пару лет назад отдельные входы были абсолютно сухие, теперь они в непросыхаемых лужах.
Но, как говорят одесситы, нам повезло. Катакомбы живут настолько медленно, а мы настолько быстро, что еще успеем умереть...
Ну а потом придет и их черед. Обвалы станут повсеместными, воды в каменоломнях подступят к самому горлу. Все входы и выходы в Одесскую Атлантиду замуруют. И это уже будет навсегда.
Категория: Одесские подземелья | Добавил: ДЖЕКСОН | Автор: Андрей Мыш
Просмотров: 1125 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
внедрение
Привет,...

нынче 17 Сентября 2019
времени 23:41
Логин:
Пароль:
разведка