Некоторые советы по фотографированию под землей.
В этой статье я хотел бы рассказать о нечто большем, нежели о бездумном клацанье кнопки спуска вашего фотоаппарата. Такие фотографии получаются некрасивыми и скучными, они не могут передать всю красоту подземелья и масштабы лабиринтов. Самый злейший враг фотографа-подземщика – это встроенная вспышка, которая засвещает передний план, отбиваясь от стен, и оставляет совершенно темным весь задний план. Чтоб не допустить этого – старайтесь забыть о вспышке. Вообще фотографирование под землей достаточно долгий и утомительный процесс. Сразу скажу, что мы не будем привязываться к какой-то определенной фотокамере, так как я видел совершенно потрясающие фотографии, сделанные цифровыми мыльницами и скучные снимки тех же мест, отснятые дорогими зеркалками. Тут все решает грамотно построенная экспозиция, мощность света и фантазия фотографа.
Итак, желая фотографировать под землей, возьмите вместе с фотокамерой:
1) Штатив
2) Несколько мощных источников света с разными типами ламп.
3) Рассеиватели света на фонари
4) Водонепроницаемый чехол, если съемка планируется проходить в затопленных выработках, коллекторах или обводненных пещерах.
Во время съемки используйте функцию фотоаппарата M (ручной режим). Он позволяет вручную выставить диафрагму и выдержку, что позволит вам даже проявить немного творчества в своих снимках, делая их более красочными. Давайте рассмотрим какую-ту ситуацию для примера. Предположим, что мне нужно снять длинный тоннель. Я хочу просто просветить его до самого конца, чтоб показать масштабы. В этом случае мне понадобится мощный свет без рассеивателя. Чем ярче я хочу, чтоб был мой снимок, тем больше я выставлю ISO, но важно помнить, что слишком большое ISO приведет к «шумам» и зернистости фотографии. Стабильным будет уровень 200. Дальше выдержка. Не всегда большая выдержка это хорошо. При сильно большой выдержке вы просто засветите свой кадр, а при сильно маленькой будет «недосвет», тоесть можно просто не успеть осветить все нужные детали. Какую взять выдержку я сказать не могу, так как каждый раз ситуация отличается от предыдущей. Это все приходит с опытом и порой приходится сделать 3-4 пробных кадра с разной выдержкой и диафрагмой, чтоб найти то, что нужно. Как правило, я ставлю выдержку на 8-12 секунд, но несколько раз использовал и 30-секундную выдержку когда не успевал качественно осветить масштабы залов за 15 секунд. Что касается диафрагмы, то тут я советую выставлять постоянное значение 4,5 – 5 или чуть больше. Внимание: во время съемки на выдержке обязательно установите и закрепите фотоаппарат на штативе. Ни в коем случае не прикасайтесь к нему в момент съемки, так как малейшее движение приведет к размытию. Самый лучший вариант это установить 2-секундный автоспуск или использовать пульт дистанционного управления, чтоб даже во время нажатия кнопки не пошатнуть камеру.
Во время съемки у фотографа должен быть хотя бы один помощник, который будет подсвечивать тоннель в нужном для фотографа месте. Самое главное это не повторять извечную ошибку многих фотографов-подземщиков и осветителей – не двигать фонарем по месту съемки. Это приводит к постоянному смещению теней и, в конечном счете, кадр получается размытым. Для этого мы и используем рассеивателя света, которые равномерно раскидают свет по ширине тоннеля. Также стоить обратить внимание, что свет не должен попадать в объектив камеры, так как это может засветить ваш снимок. Просто тренируйтесь, импровизируйте, экспериментируйте и вскоре у вас будут красивые фотографии подземелий.
Джексон |