На днях сбылась моя самая заветная подземная мечта - побывать в действующей угольной шахте. О том, что мы выезжаем в шахту мне сообщили киевские диггеры и я тут же побежал за билетами.
В Донецк оформить все нужные документы нам не удалось и нас направили в город Нововолынск, где с 1954 года добывают уголь в шахте №1. Шахта является второй категории взрывоопасности. И залегает на глубине 370 метров (хотя отдельные лавы достигают почти 550 метров).
Добирались мы до Нововолынска на маршрутке от Львова. Приехали заранее, поэтому у нас было время еще погулять по надземной части данного обьекта. На поверхности можно было посмотреть мощную систему транспортных рельсовых развязок, вагонетки заполненные углем, электровозы в надземном депо, бани для шахтеров и т.д. Нам показали огромные вентиляционные шахты, которые вгоняют и выгоняют воздух из шахт. Тут же стоят поезда на которые грузят уголь. Рядом проходит траверсирующая лента, которая перевозит уголь, породу или какой-то мусор. Одним словом глаза разбегаются от большого количества механизмов, вагонеток и рельс.
В подземную часть шахты нас провел сам замначальника шахты. Нам выдали шахтерские робы, белье, портянки, каски, перчатки, коногоны, самоспасы, провели инструктаж по эксплуатации самоспасов и ТБ и мы двинулись к лифту.
Лифт спускает 12 человек на глубину 370 метров за 2 минуты. Уши сильно закладывает и голова начинает немного кружиться, но в целом настроение поднимается в ожидании исполнения мечты...
Первым делом чуствуется сильный холод и ветер. Он тут благодаря мощной системе вентелирования. В шахте все передвижение происходит в небольших вогончиках, который тянет аккамуляторный электровоз. Почти 1,5 км со страшным шумом мы неслись от депо и ствола до первого пересадочного пункта. Тут находится пасажирская наклонная клеть, которая управляется лебедкой. Она спускает шахтеров по специальному наклонному стволу еще примерно на 30 метров. Отсюда уже шахтеры расходятся по тоннелям к местам ведения работ: в забои, лавы. В саму лаву мы не попали, так как незадолго до нашего приезда там случился обвал и велись ремонтные работы. Лава - это 120 сантиметровый слой угля, который вырезают, тоесть получается штрек высотой всего 80-120 см. Всего в шахте с 50-х годов действовало 220 лав. Это достаточно большое количество для шахты. В таких вот условиях, на коленях, с распираторами шахтеры добывают уголь, кидая его на конвеерную ленту, которая несет его в вагонетку, а дальше вагонетки с углем с помощью электровоза или лебедки вывозят на поверхность.
Нам же довелось попасть в забой, который как раз готовили под лаву. Работа велась механизированным комбайном, который вырезал породу, что давало возможность продвигаться вглубь тоннеля.
Шахтеры конечно были удивлены нашему присутствию, но общались охотно, шутили, смеялись. Работают они в крайне сложных условиях, но зарплаты у них по сравнению с донецкими шахтерами высокие. Меньше 3000 тут никто не получает. Одна смена длится 6 часов.
Фотографии:
С уважением, Джексон |